План работы учителя-логопеда МБОУ "СШ № 3" на 2020-2021 учебный год
Положение о психолого-педагогическом консилиуме МБОУ "СШ № 3"
Инновационные технологии в работе учителя-лгопеда МБОУ "СШ № 3"
Советы логопеда
родителям первоклассников
Возможно ли переоценить значение хорошо развитой речи в жизни ребёнка? Вряд ли. С её помощью он познаёт мир, общается с другими людьми, формирует собственную личность, характер, мышление.
При нормальном речевом развитии к 3 годам ребёнок общается не только при помощи грамотно построенных простых, но и сложных предложений с включением слов: если, потому что и др. К 5 -6 годам ребёнок должен чисто произносить все звуки.
Самой природой заложено так, что к моменту поступления в школу у ребёнка формируются основные функции мозга, в том числе и все компоненты речи (звукопроизношение, различение на слух похожих речевых звуков, изменение и согласование слов в предложении, умение составить связный рассказ по картинке).
Клетки мозга очень уязвимы и легко деформируются при воздействии неблагоприятных факторов внешней среды, особенно во время беременности и в первые 3 года жизни ребёнка. Такие клетки не могут качественно выполнять свои функции. Неблагоприятная экологическая обстановка г. Норильске плюс природная кислородная недостаточность являются ведущими факторами, приводящими к нарушению функций мозговых клеток.
В Норильских школах среди первоклассников до 25% детей имеют нарушения произношения, а недостаточная сформированность лексико-грамматической стороны речи и связной речи наблюдается почти у 50%. Часть из них станут неуспевающими по 2-3 предметам, так как ошибки в произношении и недостаточная сформированность лексико-грамматического строя языка отразится на письме, чтении, понимании текста, математике (когда требуется понять содержание задач).
Очень многие родители могли бы помочь своим детям избежать в дальнейшей жизни подобных проблем. Ведь большинство речевых дефектов поддаются коррекции и при специальных занятиях здоровые клетки смогут взять на себя функцию пораженных.
Что должен знать и уметь ребёнок,
который собирается в школу.
1. Знать обобщающие слова (овощи, одежда, мебель и т.д.)
2. Правильно называть предметы и их части (У кресла есть
ножки, ручки, спинка, сидение. У рубашки есть воротник, рукава,
полочки, карманы.)
3. Пользоваться словами, выражающими разные смысловые оттенки
(ель – ёлочка, ключ – ключик, рука – ручка – ручища).
4. Правильно называть действия, связанные с трудом (готовит,
метёт, лечит).
5. Учитывать характер действия (прыгает, подпрыгивает, скачет,
подкрадывается).
6. Определять величину, форму и цвет предмета (высокий, узкий,
красный, овальный).
7. Говорить полными предложениями (состоящими из нескольких слов).
8. Ориентироваться в пространстве (вправо, влево, вверх, вниз),
ориентироваться в собственном теле (где левое ухо, правая
нога и т.д.).
9. Уметь составлять по картинке рассказ не менее чем из пяти
предложений.
10. Уметь рассказать наизусть 1-2 стихотворения.
11. Изменять существительные по числам (крыша – крыши,
стол – столы ).
12. Знать названия диких и домашних животных и их детёнышей.
13. Уметь обобщать понятия (Стол, стул, кресло, диван – это мебель и т.д.).
Хорошо, если ребёнок может назвать 6-7 предметов.
14. Уметь подбирать слова, противоположные по смыслу
(темно – светло, день – ночь, сухой – мокрый).
15. Запоминать на слух предложение, состоящее из 8-10 слов
(Маленькая девочка Катя рано утром пошла с мамой в школу).
16. Знать последовательность времён года, дней недели, времени
суток.
17. Уметь различать на слух похожие слова (Покажи, где на
картинке мишка, а где миска. Где парта, а где палка.).
18. Уметь определить на слух наличие данного звука в слове
(Есть ли в слове МАК звук М. Есть ли в слове ЕЖИ звук З).
19. Уметь выделять первый звук в слове (дерево – д, санки – с).
20. Считать от 1 до 10 и обратно.