Заявка на размещение практики «Школьный музей Олега Курмышева как основа духовно - нравственного и гражданско-патриотического воспитания современных школьников» (Практика использования школьного музея имени Олега Курмышева в образовательной и воспитательной системе школы) в «Региональный атлас образовательных практик»
Описание успешной практики, направленной на совершенствование образовательной деятельности в МБОУ «СШ № 3»
Информация об успешно реализуемых практиках, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в МБОУ «СШ № 3»
Использование ресурсов школьного музея в образовательной и воспитательной системе школы
«Team learning или работа в группах как эффективная форма организации учебно-воспитательной деятельности».
Работа по развитию Коммуникативной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Школьный шахматный клуб «Норд-дебют»
«Ларец искусства»
«Мастерская чудес»
Информационная карта успешной практики
МБОУ «СШ № 3»
№ п/п Параметры описания Содержание I. Общие сведения 1. Название 2. Учреждение Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 3» 2.2 Субъекты взаимодействия (сотрудничества) - Местная общественная организация «Союз ветеранов Афганской войны и локальных конфликтов» муниципального образования город Норильск; - МБУ ДО «СДЮТиЭ»; - Музей боевой славы при Молодежном центре. 3. Начало реализации Декабрь – 2015г. 4. Форма организации образовательной (просветительской) деятельности Образовательные программы - 9 кл. - элективные курс «Основы музейной деятельности»; - социальные практики; - сотрудничество с МБУ «Молодежный центр» (Музей Боевой Славы); -Норильский государственный индустриальный институт исследовательская, проектная музейная деятельность «Наследие»; - МБУ ДО «СДЮТиЭ»; -образовательная программа краеведческой работы в рамках летних профильных школ в условиях взаимодействия «Школа – вуз-предприятие» (МВК «Музей Норильска», Городской архив, Музей Боевой Славы; - Объединенная дирекция заповедников Таймыра; - МБУ «Публичная библиотека». 6. Масштабность Охват - группы муниципалитетов - 2 - системы образования количество образовательных учреждений – 6-8 , образовательного учреждения – 445 чел. - охват целевой аудитории - 445 чел. 7. Результативность успешной практики: 7.1 Динамика охвата обучающихся успешной практикой по годам 2016 – 220 чел. 2017 –350 чел. 2018 – 445 чел. 2019 – 451 чел. 2020 – 451 чел. 7.2. Достижения обучающихся, охваченных успешной практикой (за три года) 2016-2017 учебный год: - Городской военно-патриотический смотр «Патриот -2017» - 3 место; (20 чел.) Городской конкурс «Таймыр – мой дом родной!» - 3 место, 15 чел.; - Городской смотр песни и строя на учебных сборах для юношей 10-х классов – 1 место, 16 чел.; - Городская ФотоГонка «Горячий снег» - 3 место, 14 чел.; - Городской конкурс рисунков, посвящённый 72 годовщине Великой Победы – 1 место, (46 чел.) - Проект газеты «Заполярная правда» «Хранители истории» - победитель, 15 чел.; - Городской конкурс чтецов и поэтов «Наследие» - 2 место, 5 чел.; Городской фестиваль школьных музеев – 3 место, (в рамках проекта) – 36 чел.; - Краевой конкурс проектов «Красноярье – моя любовь и гордость» - участники. 2 чел.; 2017-2018 учебный год: - Городской конкурс рисунков «Будущее России в наших руках» в рамках Всероссийского военно-патриотического движения «ЮНАРМИЯ» на территории МО г. Норильск - 2 место. 28чел.; - Городской конкурс «Боевой листок» в номинации «Герой войны» в рамках Всероссийского военно-патриотического движения «ЮНАРМИЯ» на территории МО г. Норильск - 1 место, 23 чел.; Городской военно-патриотический смотр «Патриот -2018» - 2 место, 20 чел.; - Городской дистанционный конкурс по краеведческому ориентированию «Наш край: познаём и любим!» - 3 место, 29 чел.; Краевой конкурс «Мой флаг! Мой герб!» МБОУ «СШ № 3» - победитель, 3 чел.; - Всероссийская олимпиада школьников по истории и обществознанию – школьный этап – 32 чел.; Проект «С чего начинается Родина…»: - конкурс творческих работ учащихся – 82 чел.; - конкурс юных поэтов и чтецов – 65 чел.; - Конкурс патриотической песни – 21 чел: 2017-2018 учебный год: Школьных конкурс творческих работ «С чего начинается Родина» Городской конкурс рисунков «Будущее России в наших руках» в рамках Всероссийского военно-патриотического движения «ЮНАРМИЯ» на территории МО г. Норильск - 2 место; Городской конкурс «Боевой листок» в номинации «Герой войны» в рамках Всероссийского военно-патриотического движения «ЮНАРМИЯ» на территории МО г. Норильск - 1 место; Городской военно-патриотический смотр «Патриот -2018» - 2 место; Городской дистанционный конкурс по краеведческому ориентированию «Наш край: познаём и любим!» - 3 место; Городской фестиваль школьных музеев – участник; Краевой конкурс «Мой флаг! Мой герб!» МБОУ «СШ № 3» - Мякотина Елизавета, 8а победитель; Краевой Фестиваль действующих патриотических практик – участник. 2018-2019 учебный год: Школьных конкурс творческих работ «С чего начинается Родина» Участие в муниципальном патриотическом проекте «Парта героя» в направлении «Герой боевых действий на территории Афганистана – выпускник моей школы». Городской военно-патриотический смотр «Патриот -2019» - 3 место; Городской дистанционный конкурс по краеведческому ориентированию «Наш край: познаём и любим!» - команда «Северные ребята», участник; Городская ФотоГонка «Горячий снег» - команда «Хроники истории», участник; Городской фестиваль школьных музеев – на проверке; Научно-практическая конференция школьников, муниципальный этап, «Литературная жизнь Красноярья в период оттепели» - Андреева Арина, 9а, участник; Краевой конкурс исследовательских краеведческих работ «Моё Красноярье» - Андреева Арина, 9а, участник; Краевой конкурс «Мой флаг! Мой герб!» МБОУ «СШ № 3» - Мякотина Елизавета, 9а, победитель (I место). Городской конкурс молодежных проектов «Территория 2020», проект «Отряд Курмышева», победитель 2019-2020 учебный год - Краевой конкурс исследовательских работ «Мое Красноярье», лауреат - 1Конкурс «С чего начинается Родина! В рамках 10 турнира по КАРАТЭ памяти Олега Курмышева. - Реализация проекта «Отряд Курмышев» в рамках городского конкурса молодежных проектов «Территория 2020». 8. Межведомственное взаимодействие - Общественная организация «Союз ветеранов Афганской войны и локальных конфликтов» - МБУ ДО «СДЮТиЭ». Поддержка успешной практики Реализация успешной практики поддерживается: - органами местного самоуправления: депутатами городского совета (председателя комиссии по законности и местному самоуправлению Соломахи Л.А., депутата Городского совета Шабурина В.В., депутата Городского совета - общественной организацией «Союз ветеранов Афганской войны и локальных конфликтов», общественность города в лице председателя Местной общественной организации Шабурина В.В. - организаторами общественной Спортивный городской клуб каратэ–до «Тигр Шотокан» в лице руководителя клуба Епифанова Н.А. 10. Сетевое взаимодействие Образовательные учреждения города Норильска. 11. Распространение успешной практики Публикации в педагогических изданиях (выходные данные) Публикации в СМИ (выходные данные) Публикации в Интернете (ссылки) Успешная практика реализуется в масштабе: - 2016-2017 уч.год - управленческий мастер –класс совместно с МБОУ «СШ № 23» по теме «Имидж–технологии в современной школе (организация работы по представлению профессионального мастерства)». - с 2016 года - интеллектуальный клуб «Поле чудес» в рамках гражданско–патриотического воспитания и обучения школьников. (взаимодействие с МБОУ «СШ № 6», МБОУ «СШ № 23», «СШ № 9»). Информация об успешной практике размещена: -страницы газет «Заполярная правда», «Заполярный Вестник», а также работа школы по освещению мероприятий, связанных с именем Олега Курмышева, размещена в школьной газете «Полюс» и на сайте образовательного учреждения (mboy3.edusite.ru). Большое значение имеет выпуск Всесоюзной книги «КНИГА ПАМЯТИ о советских воинах, погибших в Афганистане» в двух томах, Министерство обороны РФ, благотворительный фонд ветеранов войны в Афганистане «Братство», военное изд. Москва, 2012г., Книги памяти Красноярского края «Памяти павших» - «Афганистан 1979-1989», коллектив авторов, Красноярск: ПИК «Офсет», 2014г - Успешная практика реализуется в масштабе: 2017-2018 уч.год - управленческий мастер –класс совместно с МБОУ «СШ № 23» по теме «Имидж–технологии в современной школе (организация работы по представлению профессионального мастерства)»; - Цикл обучающих семинаров для школьников в рамках образовательной программы «Юный экскурсовод». 12. Риски при реализации успешной практики - Отсутствие теории и методики, технологии разработки комплексных программ, включающих музейную педагогику или обеспечивающих деятельность школьных музеев: в результате не учитывается специфика отдельного школьного музея и его возможностей для оптимизации учебно-воспитательного процесса в образовательном пространстве. - Не всегда осознанный выбор профиля обучающимися; отдаленность территории, желание уехать после обучения в центральные районы страны. II. Основные содержательные характеристики успешной практики и условия её реализации 1. 1.1. Описание успешной практики: - актуальность Школьный музей МБОУ «СШ № 3» является образовательной площадкой для развития музейной – педагогической, краеведческой, научно-исследовательской, проектной деятельности всех участников образовательного процесса; оказывает социальную, информационную поддержку. Школьный музей является не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из учебно-воспитательных и информационных центров открытого образовательного пространства; призван быть координатором гражданско-патриотической, духовно-нравственной деятельности МБОУ «СШ № 3», связующей нитью между школой и другими учреждениями, общественными организациями города. - цели и задачи Цель: создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения личности учащихся для формирования и развития целостного представления о роли школы в истории города, края и страны в целом. Задачи: -создать условия для участия в различных конкурсах, соревнованиях, фестивалях, олимпиадах; - совершенствовать сотрудничество с образовательными организациями города, края, России; - воспитывать любовь и уважение к прошлому, настоящему и будущему России. - прогнозируемые образовательные результаты и эффекты 1. В результате работы музейной образовательной площадки участники целевой аудитории научатся: - работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками, освоят приемы внешнего и внутреннего анализа источников, научатся формулировать проблему, цели и задачи исследования, отстаивать свою точку зрения, получат навыки работы с научной и справочной литературой, а также навыки публичных выступлений (в ходе экскурсий, выступлений на школьных и городских научно-практических конференциях). 2. Ощутимые показатели личностного роста каждого участника музейной деятельности: -повышение уровня качества знаний по гуманитарным предметам; -развитие коммуникативных навыков общения с различными социальными категориями, с родителями, одноклассниками, учителями; -повышение общей культуры поведения, культуры речи, культуры одежды и пр.; - приобретение жизненного опыта, способности ориентироваться в мире профессий. 3. Благодаря работе в музее школьники получат возможность включиться в социально-значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы, города и своей страны: - научатся выявлять и фиксировать новые источники по истории школы; - применять меры по их сохранению в ходе ежегодного мониторинга состояния материально-технической базы музея; - научатся приемам камеральной обработки материала и освоят ведение музейной документации, правила хранения артефактов. - примут участие в реализации социально- значимых проектов, проводимых в МБОУ «СШ №3». 4. Включение МБОУ «СШ №3» в городской Фестиваль, посвященный 30 – летию выводу советских войск из Афганистана. - уникальность - долговременность (10 лет); - эффективность (школьный музей имени О.А. Курмышева); - четырехсторонняя заинтересованность (школа – родители – ВУЗ- предприятие). - практическая значимость - социальная (соответствует социальным запросам в свете тенденций развития образования) - личностная (64% выпускников обучающихся по системе «Школа – вуз-предприятие»; продолжают обучение в гуманитарных вузах города, края, России.. - возраст обучающихся 7лет -17лет - особенности обучающихся, на которых ориентирована успешная практика Особенностями успешной практики работы музея МБОУ «СШ № 3» являются неформальность и добровольность каждого участника образовательного процесса; возможность максимально реализовать свои возможности, удовлетворить интересы, которые стимулируются разнообразием и подлинностью музейных предметов и архивных материалов. А так же: - осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению; - сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников; раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала; попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку; - объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах; организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу. - охват обучающихся Интерес к предметам: - «Основы регионального развития» - «История»; - Информатика»; - элективные курсы по музейной педагогике; - профориентационная работа в школе (потребность в ранней профилизации и допрофессиональной подготовке) .- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях. - основные этапы реализации 1 этап: 2015-декабрь 2016г – подготовительный 2 этап: 2016-2024 – основный 3 этап: 2024- 2026 - заключительный 1.2. Методы и технологии - Личностно-ориентированная; - ИКТ, проектная технология, уровневая дифференциация; - Педагогика сотрудничества, 2. Форма представления интеллектуальной деятельности обучающихся Исследование, проект, творческое задание; отзывы о социальных практиках эксперимент. 4. Формат взаимодействия ученых, экспертов, практикующих специалистов с детьми - консультации, наставничество при прохождении социальных практик; - лекции; - лабораторные – практикумы; - практические экскурсионные занятия; - работа с первоисточниками и архивными документами. 5. Форматы педагогической поддержки, реализуемые в рамках практики Консультирование, наставничество, волонтерство, актив музея и актив школьного самоуправления. 6. Условия реализации и ресурсы: 6.1. Комфортность, доступность образовательной среды - эргономичность образовательной среды, её соответствие содержанию практики, условию сохранения психологического, физического здоровья обучающихся, духовно-нравственных ценностей; - организация учебно-воспитательной атмосферы; - доступность среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 6.2. Осуществление индивидуального и дифференцированного подходов в обучении Для реализации успешной практики используются образовательные методики и технологии, реализующие индивидуальный и дифференцированный подход в обучении; ИКТ; - уровневая дифференциация; - проектирование, поисковая и исследовательская деятельность 6.3. Кадры Кадровые ресурсы: - руководитель экспозиции - заместитель директора по УВР, - учитель истории; - заместитель руководителя ВР -старшая вожатая В реализации успешной практики занят коллектив общей численностью 31 человек. В составе коллектива: педагогические работники – 26 чел., научные работники 2- чел., практикующие специалисты - 6 чел. 6.4. Материально-техническая база, оборудование, программное обеспечение, цифровые ресурсы Успешная практика реализуется на материально-технической базе МБОУ «СШ № 3»: принтеры, сканер, брошюраторы, ламинатор, компьютер, фотоаппарат, видеокамера, диктофон, интерактивные доски. - Расходные материалы (бумага, фотобумага, файлы, папки -скоросшиватели, скобы, ватман, скотч). -кабинет информатики и вычислительной техники Используется следующее программное обеспечение: Windows 7, 8; Word 2007; Microsoft Office 2007 и пр. Используются следующие цифровые ресурсы: сайт МБОУ «СШ №3»; сайты образовательных учреждений. 6.5. Объемы и источники финансирования Фактический общий объем финансирования успешной практики за последние 3 года ее реализации составил: из местного бюджета рублей – 30.000руб. (в рамках летней городской профильной школы); из внебюджетных источников – 15.000 рублей 6.6. Авторские права на успешную практику принадлежат Разработчикам 7. Контактные данные лица, ответственного в образовательном учреждении за реализацию успешной практики -Фамилия Имя Отчество Чуруксаева Жанна Ивановна - должность Заместитель директора по ВР -телефон (раб.) 42-60-22 -адрес электронной почты E-mail: moyn3@yandex.ru
«Современный школьный музей как образовательная площадка»
Сайт: mboy3.edusite.ru